Забытые симфонии Шарля Гуно
Так я бы назвал две симфонии Шарля Гуно, которые не сыскали известности как у современников композитора, так и у сегодняшних слушателей. Во-первых, в середине XIX века жанр симфонии во Франции был малоинтересен, во-вторых, Гуно не привнес в них ничего нового. Можно смело сказать, что они остались в тени Бетховена, а как известно, в контексте того времени, Бетховен – последний великий композитор. Конечно, чуть позже Брамс разрушит эту, казалось бы, непробиваемую бетховенскую стену, но это уже совсем другая история...
Первая симфония – типовая работа молодого композитора послебетховенской эпохи, написанная в классической традиции симфоний Гайдна и Моцарта. Легкая, изящная, светлая – все эти слова применимы и здесь. Насколько сегодня эта музыка увлекательна, особенно для искушенных слушателей, мне сказать сложно, но для эмоциональной разгрузки она хорошо подойдет. Также в симфонии чувствуется энергия и дух юности, какая-то авантюрность и ловкость, соответствующая детскому нраву, оттого она легко будет воспринята подрастающими ценителям классики.
Поскольку Шарль Гуно известен, прежде всего, как оперный композитор, то имеет смысл рассмотреть симфонию и с точки зрения драматургических принципов, так как театральные приемы в построении произведения тоже присутствуют. Например, резкое вступление скрипок в начале – это открытие занавеса, основная тема, строящаяся на простых гармониях – это появление героя, далее будет лирический фрагмент, символизирующий появление возлюбленной... И мы даже не замечаем, как сами становимся вовлеченными в непростые драматургические процессы произведения.
Вторая симфония уже намного интереснее с точки зрения музыкальной драматургии, будто бы в этой «симфонической опере» добавилось декораций. Но все-таки, на мой взгляд, произведение довольно вторично из-за сильного подражания Бетховену. Кстати, написана симфония была по наставлению Феликса Мендельсона, отчего в музыке чувствуется и его влияние тоже. Обязательно послушайте фрагмент Larghetto (вторая часть) – это сердце опуса. Здесь же узнаются и будущие работы автора, например, вступительные такты будут использованы в опере «Фауст», а вот лирические мотивы сильно напоминают моменты из оперы «Ромео и Джульетта».
Если бы Шарль Гуно продолжил писать симфонии, то мог бы стать крупнейшим симфонистом, но, видимо, идти дальше Бетховена в планы композитора не входило, поэтому в этом жанре он остановился на второй. И надо сказать – сделал это уверенно.